В настоящее время трудно найти специалиста по управлению персоналом, который ничего не слышал бы о компетенциях. В этой связи часто употребляется словосочетание «модель компетенций». Это некая классификация и описание компетенций, необходимых для эффективного выполнения той или иной профессиональной деятельности. Чаще всего говорят и пишут о компетенциях менеджеров (руководителей). В литературе представлен целый ряд моделей компетенций руководителей. Мы предлагаем вашему вниманию одну из последних разработок. Автор модели - финская исследовательница, профессор RiittaViitala.
В данной модели всевозможные компетенции менеджеров объединены в следующие группы: 1) специальные профессиональные компетенции; 2) бизнес-компетенции; 3) компетенции управления знаниями; 4) лидерские компетенции; 5) социальные, или межличностые компетенции; 6) внутриличностные компетенции. Предложенную модель можно изобразить в виде пирамиды, в которой каждая группа представляет собой слой в этой пирамиде.
Модель, образно говоря, подобна айсбергу, верхняя (видимая) часть которого представляет собой специальные профессиональные компетенции. Это знания и навыки, необходимые для выполнения работы. Проявления этих компетенций легче всего обнаруживаются в поведении. И наоборот, нижняя часть айсберга – в значительной степени недоступная невооруженному глазу - состоит из обширных и глубинных личностных образований.
Компетенции в рассматриваемой модели расположены в виде непрерывного ряда: внизу - те, что в наибольшей степени связаны с личностью, наверху – те, что связаны непосредственно с профессиональными функциями. Чем выше к вершине пирамиды, тем больше влияние образования и специального опыта работы; чем ближе к основанию, тем относительно более существенную роль играют личностные черты и общий уровень личностного развития.Верхние уровни компетенций по сравнению с нижними более подвержены влиянию обучения и тренировки.
Перейдем теперь непосредственно к описанию групп, или уровней компетенций.
Специальные профессиональные компетенции – это компетенции, необходимые руководителю для решения вопросов, составляющих непосредственное содержание процессов и функций, за которые он ответственен. Специальные компетенции отражают уровень владения вопросами, связанными с эксплуатацией оборудования, с процедурами и технологиями производственного процесса. По сути дела, это знания и навыки, относящиеся к определенной предметной области: например, финансам и бухгалтерскому учету, информационным технологиям, инженерному делу, химии, строительству и т. д.
Бизнес-компетенции – это компетенции более общего характера, они необходимы руководителям в любой сфере деятельности. Эти компетенции составляют основное содержание программ MBA и включают в себя системный анализ ситуации, принятие стратегических решений, привлечение внешних и внутренних ресурсов компании для решения бизнес-задач, бюджетирование, прогноз доходов и расходов, снижение издержек предприятия, ведение отчетности и т. д.
Компетенции управления знаниями, несмотря на то, что они пересекаются с бизнес-компетенциями и лидерскими компетенциями, имеет смысл выделить в отдельный блок, учитывая важность этой группы функций в работе современного руководителя. Указанные компетенции отражают способность менеджера работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации. Компетенции управления знаниями включают в себя такие, например, навыки, как поиск информации, концептуальное, аналитическое мышление, решение проблем, понимание сущности процессов организационного развития, обеспечение процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков. Эти компетенции – представляют собой некое промежуточное звено между познавательными (когнитивными) и социальными навыками.
Лидерские компетенции относятся к сфере руководства и управления людьми. Они отражают способность менеджера распоряжаться собственной властью, направлять деятельность подчиненных в определенное русло, оказывать подчиненным поддержку, проявлять к ним участие и наделять их полномочиями. Кроме этого, лидерские компетенции предполагают наличие у руководителя способности создавать у подчиненных состояние нацеленности на общую задачу, умений работать с разнородным коллективом, поддерживать творческую активность подчиненных и формировать в организации чувство общности.
Социальные, или межличностные компетенции относятся к способности менеджера строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, акционерами и другими заинтересованными сторонами). Наличие указанной способности требует развития определенных социальных навыков: таких, как понимание других людей и их поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими, создания у людей должной мотивации, а также умения предотвращать и разрешать конфликты. Если идти еще глубже, то социально компетентный менеджер способен поставить себя на место другого человека, правильно оценить его ожидания и выстроить свое поведение с учетом этих ожиданий. Это вовсе необязательно предполагает некое подстраивание под партнера по взаимодействию или угодничество. Это, скорее, способность вести себя социально адекватно.
Еще более глубоким слоем компетенций являются внутриличностные компетенции. В основе их лежат уверенность в себе, склонность влиять на среду своего обитания, стремление к улучшению и кардинальному изменению существующей ситуации, нацеленность на результат и саморазвитие, способность действовать в условиях неопределенности, развитое самосознаниеи навыки самоконтроля.
Литература:
Viitala, R. (2005). Perceiveddevelopmentneedsofmanagers compared to an integrated management competency model. JournalofWorkplaceLearning, 17(7), 436 - 451.
При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.