Аттестация по методу 360° - это оценка сотрудника с помощью двух или более источников, которыми могут быть сам сотрудник, непосредственный руководитель, коллеги, непосредственные подчиненные, работники смежных отделов, с которыми сотрудник взаимодействует, клиенты и поставщики. Популярность этого метода постоянно растет. С 1990 года по 2005 включительно было опубликовано более 100 научных и научно-практических статей на эту тему. Более 90% компаний, входящих с список Fortune 1000 используют тот или иной вариант аттестации по методу 360°.
Каковы преимущества аттестации по методу 360°? Данные исследований показывают, что оценка сотрудника с помощью нескольких (а не одного) оценщиков увеличивает точность и надежность оценки, повышает мотивацию сотрудника, эффективность его деятельности, позитивно влияет на качество обслуживания клиентов, а также улучшает корпоративную культуру.
Пожалуй, единственным существенным недостатком метода 360° является то, что он требует достаточно много времени (за счет опроса большого числа респондентов и последующей обработки результатов) и некоторых дополнительных затрат (например, распечатки относительно большого количества опросных листов).
Характерной отличительной чертой метода 360° по сравнению с традиционным методом аттестации является то, что к оценке сотрудника привлекаются не только его руководители, но также коллеги и подчиненные. Экспериментальные исследования показывают, что метод 360° по сравнению с традиционным методом проведения аттестации дает относительно больший прирост эффективности деятельности оцениваемого.
В каких случаях целесообразно использовать метод 360°? Большинство исследователей, а также практиков сходятся во мнении, что этот метод следует применять, прежде всего,в целях определения потребностей в обучении и развития персонала. В то же время, не рекомендуется использовать аттестацию по методу 360° для принятия таких административных решений, как изменение оклада, назначение бонусов, повышение в должности.
Параметры (критерии) оценки при использовании метода 360° рекомендуется разрабатывать с привлечением рядовых сотрудников, а не просто «спускать их сверху». Критерии должны быть основаны на анализе деятельности (jobanalysis) оцениваемого и увязаны со стратегическими целями компании.
Критерии оценки должны быть:
как можно более конкретными, специфичными (необходимо избегать расплывчатых формулировок: вместо критерия «объем выполняемой работы», например, лучше использовать конкретные критерии оценки: «количество произведенных единиц продукции за месяц», «объем продаж за месяц в денежном выражении» и т.п.),
по возможности не содержать психологических качеств, а представлять собой описание наблюдаемого поведения (вместо «внимательности» лучше оценивать, например, «процент безошибочно заполненных документов»): психологические качества – личное дело каждого, сотрудник не продает работодателю свои добросовестность и ум, он продает свои добросовестные (или не очень) и толковые (или не очень) действия и результаты, к которым эти действия приводят.
сформулированы в позитивных терминах, а именно, содержать в себе описания желаемого поведения: главное показать оцениваемому что надо делать, а не то, что делать не надо.
Желательно, чтобы оценщики сопровождали свои оценки письменными комментариями, а не ограничивались только числовыми ответами. Кроме того, что комментарии предоставляют оцениваемому обратную связь, они еще определенным образом дисциплинируют оценщика: не позволяют ему проставлять баллы в оценочных листах «от фонаря».
Специалисты настоятельно рекомендуют, чтобы в процессе проведения аттестации по методу 360° участвовали и сами оцениваемые: они должны оценивать сами себя по тем же или аналогичным критериям, что и оценщики. Сравнения самооценок с оценками окружающих позволяет оцениваемому сотруднику выявить расхождение между тем, как он сам себя воспринимает и тем, как его воспринимают окружающие, обратить внимание на те стороны своей деятельности, которым раньше не придавал значения и т.д.
Что касается оценщиков, то большинство исследователей склоняются к выводу, что они должны быть анонимными. Понятно, что если оценщик уверен, что оцениваемый не узнает, кто именно его оценивал, то он (оценщик) будет более беспристрастен и объективен в своих оценках. Кроме того, анонимность позволяет избежать явных и скрытых конфликтов оцениваемых и оценщиков после проведения аттестации. Конечно, сохранить анонимность можно далеко не всегда. Рекомендуется называть оцениваемому должность лица, который выставил ему ту или иную оценку: например, «это оценка менеджера по продажам одного из наших поставщиков» или «это оценка Вашего непосредственного руководителя». К сожалению, в последнем случае сохранить анонимность проблематично: непосредственный руководитель как правило только один.
Как часто следует проводить аттестацию по методу 360°? Большинство специалистов рекомендуют делать это не реже одного раза в год и не чаще, чем раз в полгода. Однако, обычная аттестация не должна совпадать по времени с аттестацией по методу 360°. Как мы уже указывали, метод 360° рекомендуется использовать главным образом в целях развития персонала, определении потребностей в обучении и т. п. Обычная же аттестация предназначена в основном для выработки таких административных решений, как изменение оплаты, вынесение взысканий, назначение поощрений, продвижение, перевод на другую должностьи т.п. Если проводить оба вида аттестаций одновременно, можно существенно уменьшить педагогический эффект метода 360°, поскольку оцениваемые будут менее восприимчивы по отношению к информации о собственных недостатках.
По материалам статьи:
Morgeson F.P., Mumford T.V., Campion M.A. (2005). Comingfullcircle. Using research and practice to address 27 questions about 360-degree feedback programs. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, Vol 57, № 3б 196-209.
При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.