Времена стабильности прошли. Нельзя работать, изо дня в день спокойно делая одно и то же. Ни одна компания не может себе этого позволить вполной мере: иначе «сожрут» конкуренты, уйдут клиенты, «обездвижат» административные барьеры. Нужно постоянно крутиться. Такое время. Меняются технологии, меняется экономическая конъюнктура, меняется политическая ситуация.
Фирмам, а значит, людям, работающим в них, надо постоянно меняться – адаптироваться. На одних участках работы – например, в маркетинге, продажах, подразделениях исследований и разработок - без этого просто нельзя, в других – почти нельзя.
Тут же возникает вопрос: У каких людей лучше получается изменять свое поведение – способы решения задач?
ПсихологиHuang, Ryan, Zabel, Palmer (2014) решили ответить на этот вопрос. Для этого они проанализировали все, доселе известные исследования, касающиеся связи личностных качеств человека с его способностью к адаптации. В общей сложности нашлось 71 исследование такого рода.
Но сначала – небольшое пояснение о том, что такое адаптация и каких видов она бывает.
В данном случае я говорю не только и не столько об адаптации как о процессе вхождения в должность, а об адаптации в самом широком смысле – как об изменениихарактера действий с целью повышения их эффективности.
Человек делал-делал что-то и как-то, а потом - под влиянием обстоятельств или по собственной инициативе - стал делать это по-другому, потому что счел, что новый способ действия даст лучшиерезультаты.
Кстати, почувствуйте разницу: «под влиянием обстоятельств или по собственной инициативе». Изменение поведения под влиянием обстоятельств, среды, ситуации, внешнего давления – это так называемая реактивная адаптация.
В каких случаях мы можем говорить об успешной реактивной адаптации?
Несколько примеров. Сотрудник способен эффективно действовать в ситуации стресса не впадая в панику, уныние и не теряя присутствия духа. Сотрудник легко переносит ситуации неопределенности, способен эффективно действовать в условиях, когда нет четкого алгоритма действия. Сотрудник легко подстраивается под новые правила, новые методы работы и новые идеи. Сотрудник умеет работать с разными людьми – с разными по полу, возрасту, убеждениям, характеру и т. д.
А вот, если инициатором изменений являются не внешние обстоятельства, а сам человек; если он изменяет свое поведение даже без изменений среды, а только предчувствуя, предвосхищая их, то это уже проактивная адаптация.
Примеры. Сотрудник проявляет инициативу, способен действовать без указки извне. Сотрудник способность генерировать новые идеи, «фонтанировать» разного рода полезными «придумками». Сотрудник склонен к саморазвитию, тяготеет к новым знаниям и навыкам, которые могут пригодиться в работе, хотя и необязательно нужны ему в настоящий момент.
Так вот данные исследования позволяют сделать следующие выводы.
Наилучшие способности к адаптации, наибольшую гибкость поведения показывают сотрудники: эмоционально устойчивые и амбициозные.
Амбициозность – это честолюбие, стремление быть первым и лучшим, достичь высокого социального статуса, стремление к лидерству, доминированию, власти и влиянию на других людей.
Эмоциональная устойчивость – это спокойствие, уравновешенность, уверенность, отсутствие нервозности, беспокойства, раздражительности и подавленности.
Объяснить положительное влияние эмоциональной устойчивостина способность изменять свое поведение в ответ на изменение внешних условий можно тем, что у эмоционально стабильных, в отличие от нестабильных, в меньшей степени выражено стремление к избеганию стрессовых ситуаций. А любое существенное изменение среды – это стрессовая ситуация. Стрессовая ситуация – это потенциальная опасность. Эмоционально устойчивые личности относительно «толстокожи», опасность их пугает и нервирует меньше, чем эмоционально неустойчивых, поэтому они не «зарывают голову в песок», а трезво оценивают ситуацию и действуют.
Почему амбициозность способствует проактивной адаптации – изменению поведения по собственной инициативе? По всей видимости, потому, что люди амбициозные рассматривают изменения как возможность выдвинуться, обрести более высокий статус, «пролезть наверх». Давно известно, что в период социальных революций довольно легко, будучи «ничем», в одночасье стать «всем». Нечто подобное имеет место и в отдельно взятой организации. Люди честолюбивые и амбициозные с той или иной степенью осознанности используют эту закономерность. Они охотно провоцируют, вызывают и создают «революции» в своей деловой среде. Эти «революции» разрыхляют статусную структуру компании, что позволяет честолюбцам проскочить наверх – впрочем, вполне заслужено – как авторам новых идей и лидерам перемен.
Так что чем больше гибкости, чем больше способности к изменениям способов действия требуется на определенном участке работы, тем более нужны там эмоционально устойчивые и амбициозные люди.
Литература:
Huang, J. L., Ryan, A. M., Zabel, K. L., & Palmer, A. (2013). Personality and
Adaptive Performance at Work: A Meta-Analytic Investigation. Journal of Applied Psychology, 9.
При цитировании данного материала ссылка на автора, компанию «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ruобязательны.