В предыдущей статье, посвященной инновациям, речь шла о потребностях компании в инновациях, о разновидностях этих потребностей и методике их диагностики. Но, как и в любой деятельности, для достижения успеха в инновационной активности мало наличия потребностей, нужны еще и возможности, или инновационный потенциал.
Естественно, что для реализации инновационной активности весьма желательно наличие финансовых ресурсов. В большинстве случаев это условие является необходимым. Однако оно не является достаточным. Бывает так, что компания, обладая колоссальными финансовыми ресурсами, ничего не делает для того, чтобы разработать новые продукты, оптимизировать систему сбыта и управления. В результате – финансовые ресурсы попросту проедаются, компания безнадежно отстает от конкурентов, теряет клиентов и неуклонно приближается к состоянию банкротства. За примерами далеко ходить не надо.
Что же еще нужно, кроме денег? Люди с определенным содержимым в головах; люди, взаимодействие которых между собой и внешним по отношению к организации миром, определенным образом организовано. Это и есть инновационный потенциал компании. Без денег инновации в большинстве случаев невозможны. Без инновационного потенциала, даже при наличии денег, инновации невозможны вообще.
К счастью, инновационный потенциал компании не является чем-то раз и навсегда данным. Его можно развить. Развить с помощью обучения, замены и привлечения новых сотрудников. Но прежде чем, что-то делать с инновационным потенциалом, необходимо понять, чего в нем недостает, где у компании слабые места. Иначе говоря, провести диагностику инновационного потенциала компании.
Разберемся более подробно с самим понятием инновационный потенциал и его компонентами.
Могу предложить следующее определение. Инновационный потенциал компании – это ее способность вырабатывать и внедрять новые продукты, маркетинговые методы, бизнес-процессы или методы управления с целью повышения конкурентных преимущества компании.
Опираясь на типологию JohnBessant, можно предложить следующие показатели, или аспекты инновационного потенциала.
Осознание необходимости инноваций - это понимание высшим руководством компании позитивной роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности компании и опасности бездействия в современной высококонкурентной и динамичной среде.
Поиск инновационных решений -это способность отслеживать внешние по отношению к компании инновационные события и тенденции, которые могут оказать влияние на деятельность компании или обеспечить возможностями для роста и достижения более высокой конкурентоспособности.
Формирование ключевой компетенции – это способность компании к выявлению собственных сильных сторон и формированию на этой основе конкурентного преимущества в определенной сфере бизнеса. Формирование ключевой компетенции предполагает понимание того, в чем компания превосходит своих конкурентов и в каком направлении следует развивать знания и навыки персонала для того, чтобы обеспечить себе конкурентоспособность в будущем.
Наличие у компании инновационной стратегии.Инновационная стратегия являетсярезультатом формирования видения, постановки целей и определения их относительной важности.
Оценка и выбор инновационного решения. Данный показатель отражает способность компании собрать информацию о возможных инновационных решениях и оперативно выбрать наиболее приемлемые варианты (технологическую концепцию, оборудование, поставщиков, маркетинговый метод, методику управления и т. д.)
Приобретение инновационной технологии. В данном случае необходимо понимать термин «технология» в самом широком смысле слова: как некий комплекс действий направленных на достижение полезного результата наиболее эффективным способом. Инновационной технологией может быть не только производственная технология, но и новый метод сбыта, управления или организации бизнес-процессов. В некоторых случаях оптимальным вариантом является разработка технологии внутри компании с помощью собственного подразделения исследований и разработок, в других -оформление партнерских отношений со сторонней компанией (например, создание совместного предприятия),в третьих – приобретение соответствующей лицензии. Важно то, какова экономическая эффективность принимаемых решений и насколько успешно компания проводит переговоры о приобретении технологии. Таким образом, данный показатель отражает эффективность деятельности компании как покупателя технологии.
Внедрение инновационного решения. После разработки или приобретения технологии (будь то создание нового продукта, инновация в сфере производственного процесса или усовершенствованный метод управления) компания встает перед задачей ее внедрения. Приживется ли новшество, какую отдачу получит от нее компания, зависит не только от технологии самой по себе, но и от того, насколько эффективно осуществляется управление процессом ее внедрения.
Способность к научению в процессе внедрения инновационного решения отражает возможности компании вести наблюдение за процессами внедрения, оценивать их эффективность; учиться на успехах и неудачах, причем, не только своих, но и чужих. В наиболее «продвинутых» компаниях процессы научения носят целенаправленный и формализованный характер, что приводит к постоянному повышению эффективности процессов внедрения и усовершенствованию самого инновационного решения.
Итак, вступая на тропу инноваций, первое, что необходимо сделать, - это провести диагностику потребностей компании в инновациях.
Второе – это оценить инновационный потенциал компании, выяснить, какие из перечисленных выше компонентов недостаточно развиты.
При цитировании данного материала ссылка на автора, компанию «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.