ИННОВАЦИИ И НОВАТОРЫ - ЭТО ПРО ВАС? Диагностика склонности к инновационной активности Вадим Субботин, директоркомпании «Антропос-консалтинг»
Если инновации нужны (а они нужны и в политике, и в экономике, и в отдельно взятой фирме), значит, нужны люди, которые будут «продвигателями» нововведений. Исследования показывают, что склонность к инновациям является личностно устойчивой чертой, т.е. одни люди по своей природе, по своему индивидуальному складу являются новаторами, а другие таковыми не являются. Внешнее стимулирование инновационной активности (пропаганда, убеждение, создание комфортных условий для инноваций, выплата бонусов и премий за полезные нововведения) является необходимым, но недостаточным условием. Нужны «законодатели моды» - те, кто обладают новаторскими способностями. Именно они генерируют идеи и заражают ими окружающих. Следовательно, вопрос состоит в том, как найти новаторов, как отличить их от людей пассивных по отношению к нововведениям. Владея методами оценки уровня индивидуальной склонности к инновациям, руководитель или менеджер по персоналу сможет принимать правильные кадровые решения при назначении сотрудников на инновационные проекты. Склонность к инновационной активности как личностная черта стала предметом специальных исследований организационных психологов во второй половине прошлого века. Началось все с исследования процессов поведения избирателей на выборах, с того, как и кем распространяются политические убеждения (Rogers & Svenning, 1969; Saunders, Davis, & Monsees, 1974; Tsang & Zhou, 2005; Workman & Johnson, 1993; Zaller, 1990). Позже психологи заинтересовались аналогичным вопросом в отношении распространения новых продуктов и услуг (Batinic & Gadeib, 2002; Mathes & Czaplicki, 1993; Twardawa& Wildner, 1998). Действительно, важно понять, кто в числе первых принимает новое, ведь именно такие люди являются невольными промоутерами новых идей, товаров и услуг. Кроме того, новаторы могут внести существенный вклад в развитие и модернизацию стратегии и тактики организации, что особенно важно в условиях экономической нестабильности и изменения конъюнктуры рынка. Исследования показывают, что в плане склонности к инновационной активности люди существенно отличаются друг от друга по трем основным факторам:
1) открытости и интересу к новым идеям и тенденциям; 2) стремлению продумывать возможности для практического применения новых идей; 3) склонности распространять среди окружающих информацию об инновациях и разъяснять ценность того или иного нововведения. В 2006 году был опубликован опросник, предназначенный для диагностики индивидуальной склонности к инновационной активности (Batinic, Haupt, & Wieselhuber, 2006). Опросник содержит 27 вопросов-утверждений. В 2008 году была разработана сокращенная версия опросника (Batinic,Wolff, Haupt, 2008). В этой версии всего 9 вопросов-утверждений: по три вопроса на каждый из трех перечисленных выше компонентов (факторов). Сокращенный вариант опросника позволяет проводить экспресс-диагностику склонности к инновационной активности, что особенно важно в ситуации оценки персонала. К сожалению, на русский язык указанный опросник не переведен, и работа по его стандартизации не проводилась. В силу последнего обстоятельства применение опросника (даже при наличии перевода на русский язык) в качестве стандартного измерительного инструмента некорректно. Необходимо специальное исследование. Однако сами вопросы можно использовать при проведении собеседований, а также в процессе оценки сотрудника его сослуживцами. Это позволит хотя бы приблизительно оценить уровень его склонности к инновационной активности. Приблизительно – потому что у нас отсутствуют нормы. Мы не можем сказать, что такое-то количество набранных в процессе опроса баллов свидетельствует о высокой (низкой или средней) склонности к инновационной активности. Но мы можем сравнить нескольких сослуживцев между собой и с определенной долей уверенности сделать вывод о том, что сотрудник А обладает большей склонностью к инновациям, чем сотрудник Б. В руководители инновационных проектов необходимо отбирать лидеров по склонности к инновациям. Сравнение между собой нескольких претендентов по набранным в процессе собеседования и/или оценки баллам позволит нам выявить такого лидера. Ниже приведены вопросы-утверждения, сформулированные на основе перевода сокращенной версии опросника. От опрашиваемого требуется оценить свое согласие с каждым из утверждений по пятибалльной шкале: от «неверно» (1 балл) до «совершенно верно» (5 баллов). Иначе говоря, при проведении собеседования интервьюируемого следует попросить оценить степень своего согласия с каждым из утверждений в отношении себя. Например, насколько верно то, что «Вы часто читаете обстоятельные, серьезные статьи о разного рода новшествах (о последних идеях, разработках и изобретениях)». При проведении оценки оценщика следует попросить оценить то, насколько верно то или иное утверждение по отношению к оцениваемому. Первые три утверждения относятся к первому из перечисленных выше факторов - открытости и интересу к новым идеям и тенденциям; вторая тройка утверждений - стремлению продумывать возможности для практического применения новых идей; третья, соответственно, к третьему фактору - склонности распространять среди окружающих информацию об инновациях. Вопросы-утверждения:
Вы* часто читаете обстоятельные, серьезные статьи о разного рода новшествах (о последних идеях, разработках и изобретениях).
В ряде областей (сфер деятельности) Вам важно всегда быть в курсе последних достижений.
Вы любите пробовать новое.
Вы часто замечаете, что, по сравнению с другими людьми, у Вас лучше получается осваивать новшества.
Вы часто даете своим друзьям разъяснения, касающиеся новых идей и разработок.
Вы часто замечаете, что окружающие Вас люди следуют Вашему примеру в применении новых идей и разработок.
Чаще Вы рассказываете своим друзьям и знакомым о новых идеях и разработках, нежели они Вам.
Ваши друзья и знакомые считают Вас знатоком разного рода новшеств.
Ваши друзья и знакомые получают от Вас массу информации о новых идеях и разработках.
*Естественно, что при проведении оценки следует сформулировать утверждения в третьем лице: например, «Оцениваемый часто читает обстоятельные, серьезные статьи о разного рода новшествах (о последних идеях, разработках и изобретениях)»и т.п.
Литература:
Batinic, B., & Gadeib, A. (2002). Antizipieren statt reagieren!Marktforschung mit Trendsettern [Do not react, anticipate! Market research using trendsetters]. Planung & Analyse, 4, 64–67.
Batinic, B., Haupt, C., & Wieselhuber, J. (2006). Validierung und Normierung des Fragebogens zur Erfassung von Trendesetting (TDS) [Validity and norms for a questionnaire to assess trend-setting (TDS)]. Diagnostica, 52, 60–72.
Batinic, B., Wolff, H-G., Haupt, C. (2008). Construction and FactorialStructure of a Short Version of the Trendsetting Questionnaire (TDS-K). A Cross-Validation Using Multigroup Confirmatory Factor Analyses. European Journal of Psychological Assessment 2007; Vol. 24(2):88–94.
Mathes, R., & Czaplicki, A. (1993). Meinungsführer im Mediensystem: “Top-down” und “Bottom-up”-Prozesse [Opinion leadership in media systems: Top-down and bottom-up processes]. Publizistik, 38, 153–166.
Rogers, E.M., & Svenning, L. (1969). Modernization among peasants: The impact of communication. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Saunders, J., Davis, J.M., & Monsees, D.M. (1974). Opinion leadership in family planning. Journal of Health and Social Behavior, 15, 217–227.
Tsang, A.S.L., & Zhou, N. (2005). Newsgroup participants as opinion leaders and seekers in online and offline communication environments. Journal of Business Research, 58, 1186–1193.
Twardawa, W., & Wildner, R. (1998). Innovationsforschung mit Paneldaten [Research on innovations using panel data]. Planung & Analyse, 3, 10–14.
Workman, J.E., & Johnson, K.K.P. (1993). Fashion opinion leadership, fashion innovativeness, and need for variety. Clothing and Textiles Research Journal, 11, 60–64.
Zaller, J. (1990). Political awareness, elite opinion leadership, and the mass survey response. Social Cognition, 8, 125–153. При цитировании данного материала ссылка на автора статьи, компанию «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ruобязательны.