МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ


22.11.2007

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Вадим Субботин, директор  компании «Антропос-консалтинг»

Необходимость обучения сотрудников компаний в наше время стало чем-то вроде догмата, истины, принимаемой на веру. Мало кто сомневается в том, что обучение ведет к повышению эффективности деятельности организации в целом. Парадоксально, но исследований, посвященных проверке этого положения, крайне мало. В большинстве случаев программы обучения оцениваются с помощью субъективных оценок обучаемых. Сотрудников, прошедших тот или курс обучения, а также их руководителей опрашивают на предмет того, насколько успешным, полезным, нужным, качественным был пройденный курс.

Компании вкладывают немалые деньги в обучение сотрудников. Естественно, что делают они это не ради удовлетворения познавательной потребности персонала, а для повышения эффективности деятельности организации в целом. Следовательно, для того, чтобы понять, стоит ли вкладывать деньги в обучение, организация должна располагать данными и методологией оценки эффективности обучения на уровне компании в целом. Иначе говоря, необходимо выяснить, существует ли положительная связь между интенсивностью обучения сотрудников и показателями деятельности организации в целом.

В то же время, большинство современных теоретических моделей и исследований посвящено индивидуальным показателям эффективности обучения: например, тому, повысился ли уровень знаний, навыков, производительности труда отдельных работников в результате пройденного обучения. Общая эффективность деятельности организации, как правило, не рассматривается.

Совсем недавно было проведено исследование, основной задачей которого было восполнить пробел в наших знаниях о связи обучения с эффективностью организации в целом. Результаты исследования помогают ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в обучение сотрудников. А если стоит, то, каких изменений следует ожидать от инвестиций в обучение и развитие персонала.  Было проанализировано порядка 70 исследовательских работ, основной задачей которых было оценить наличие и силу связи между интенсивностью обучения персонала и основными показателями эффективности деятельности организации.

Интенсивность обучения, или активность организации в плане обучения и развития своих сотрудников, оценивалась с помощью таких показателей, как количество учебных часов, размер инвестиций в обучение, процент сотрудников, вовлеченных в учебные программы, оценки руководством компаний важности и необходимости обучения сотрудников.

В качестве показателей эффективности деятельности организации рассматривались следующие:

  • общее отношение сотрудников к работе в организации: удовлетворенность, приверженность, преданность компании, уровень мотивации, желание работать в данной компании;
  • текучесть кадров, частота прогулов;
  • человеческий капитал: совокупный уровень знаний, навыков и способностей персонала;
  • производительность труда;
  • качество производства и обслуживания;
  • финансовые показатели деятельности организации: обороты, уровень прибыли, рентабельность и т.п.

Коротко - о результатах проведенного исследования.

1.      Обучение положительно связано с качеством производства и обслуживания: в тех организациях, которые интенсивно обучают своих сотрудников, по сравнению с теми, которые уделяют обучению незначительное внимание относительно меньше уровень брака, выше удовлетворенность клиентов обслуживанием. Обучение положительно связано и с производительностью труда (объемом произведенной продукции, объемом продаж), но слабее, чем с качеством производства и обслуживания.

2.      Обучение положительно связано с «гуманитарными показателями»:  чем выше интенсивность обучения в компании, тем лучше отношение к ней со стороны сотрудников, тем, естественно, выше совокупный уровень знаний, навыков и способностей персонала, а также несколько ниже текучесть кадров, число прогулов и количество случаев нарушения трудовой дисциплины. 

3.      Влияние интенсивности обучения на качественные и количественные производственные показатели даже несколько сильнее, чем на  «гуманитарные показатели».  Неожиданный факт. Казалось бы, обучение должно, в первую очередь, привести к приросту человеческого капитала, к улучшению отношения сотрудников к организации, а уж потом к улучшению качественно-количественных показателей производственной деятельности. Однако, скорее, верно обратное.

4.      Данных о наличии положительной связи между обучением и объективными финансовыми показателями организации обнаружено не было. По-видимому, дело в следующем. Во-первых, финансовые показатели подвержены влиянию слишком большого числа факторов (помимо обучения персонала). Во-вторых, изменение финансовой эффективности - достаточно длительный процесс, соответственно, эффект обучения может быть отсроченным.

Литература:

Tharenou, P., Saks, A. M., Moore, C. (2007). A review and critique of research on training and organizational-level outcomes. Human Resource Management Review. In press.

При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.