МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ


12.12.2006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: СРАВНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕТОДОВ С ТРАДИЦИОННЫМИ

Вадим Субботин, директор  компании «Антропос-консалтинг»

Все большую популярность в настоящее время приобретают методы обучения с использованием компьютеров и сетей. Эти методы (назовем их для краткости Интернет-методами обучения) служат дополнением, а иногда, и заменой традиционным методам обучения. При применении традиционных методов общение преподавателя и обучаемых происходит с глазу на глаз, Интернет-методы предполагают предъявление информации, выполнение заданий и контроль их выполнения посредством сети и компьютера без непосредственного контакта с преподавателем. Интернет-методы обучения проникли уже не только в систему среднего, среднего специального и высшего образования, но становятся все более популярными в сфере корпоративного обучения. Если в 1999 году Интернет-методы обучения использовали только 8% американских компаний, в 2004 году их доля достигла 27%.

Какими особенностями обладают Интернет-методы обучения? Перечислим основные.

Во-первых, они позволяют обеспечить каждому обучаемому возможности осваивать материал «своим собственным путем». Например, вы приступаете к изучению некоторого материала, первый информационный блок которого вам уже известен (или вам кажется, что он вам известен). Тогда вы сразу можете перейти к тесту по этому информационному блоку и двигаться дальше. Вам не нужно терять время и ждать, когда отстающие от вас обучающиеся усвоят то, что вам уже известно. И наоборот, вы можете несколько раз пройти то, что дается вам с трудом, обратиться к дополнительной информации, не переживая за то, что вы отстали от остальных по этой теме. Вы «двигаетесь» по материалу наиболее подходящим лично для вас способом, а не идете в «общем строю» раз и навсегда заданной дорогой.

В-вторых, Интернет-методы обучения предоставляют целое множество форм подачи материла (текст, графика, аудио, видео, коммуникация с преподавателем), выбор которых опять же может быть легко подстроен под индивидуальные особенности обучаемого: кто-то лучше воспринимает графику, кто-то – текст; кому-то легче (или интересней) найти ответ на интересующий вопрос самостоятельно, кто-то предпочитает спросить (послать запрос) преподавателю.

В-третьих, Интернет-методы обучения дают немедленную обратную связь: не нужно ждать, когда преподаватель проверит вашу контрольную, оценка и информация об ошибках «вылетает» на экран сразу же.

Задачей данного мета-аналитического обзора было сравнение эффективности Интернет-методов с традиционными методами обучения. Анализировались только те исследования, которые имели дело непосредственно с обучением профессионально-важным знаниям и навыкам.

Авторы провели тщательный поиск публикаций по указанной теме. В итоге в анализ были включено 65 опубликованных статей, 18 диссертаций и 13 неопубликованных исследований. В указанных источниках содержалась информация о результатах 168 курсов обучения, которые в общей сложности прошли 19331 человек.

Результаты мета-анализа показали следующее.

В целом Интернет-методы оказались более эффективными по сравнению с традиционными в отношении усвоения декларативных знаний.

В то же время, традиционные и Интернет-методы не отличались по эффективности обучения процедуральному знанию.

Декларативное знание – это знание понятий, фактов, принципов и взаимосвязей между ними. Процедуральное знание – это знание последовательности действий для выполнения некоторой задачи и способность выполнить эту задачу автоматически, без контроля со стороны сознания, т.е. наличие навыка. Можно хорошо знать принципы работы двигателя внутреннего сгорания, знать, что такое трансмиссия, передача, как связана передача с мощностью автомобиля, но не уметь управлять машиной. И наоборот, можно хорошо водить машину, но весьма смутно разбираться в ее конструктивных особенностях и принципах работы. Очевидно, что для инженера-разработчика автомобилей относительно более важным является владение первым из указанных видов знания (декларативным), а для водителя - вторым (процедуральным).

Также не было обнаружено различий между указанными методами по удовлетворенности/ неудовлетворенности самих обучаемых.

Как известно, иногда традиционные методы дополняются Интернет-методами. В этом случае, как усвоение декларативных знаний, так и усвоение процедуральных знаний улучшается. Результаты исследований показывают, что традиционные методы, дополненные Интернет-методами, по сравнению с чисто традиционными дают прирост эффективности усвоения декларативного знания в среднем на 13%, а процедурального – на 20%.

Вместе с тем, результаты показывают, что обучаемые высказывают относительно большее удовлетворение курсами, проведенными с использованием исключительно традиционных методов, по сравнению с курсами, где традиционное обучение дополнялось Интернет-методами. Почему? Пока остается только гадать. Возможно, интернет-дополнения приводят к большим временным затратам на обучение и перегрузке обучаемых, что и вызывает у них небольшую негативную реакцию.

Итак, в целом Интернет-методы оказываются более эффективными по сравнению с традиционными: Интернет-методы не уступают традиционным по эффективности обучения процедуральному знанию и превосходят их по декларативному. В чем причина? Неужели дело только в типе канала передачи информации: непосредственное общение с преподавателем по сравнению с общением с компьютером? Неужели дело в том, что современный человек приобрел зависимость от компьютера и понимает его лучше, чем живого человека?

А может, дело не в типе канала передачи информации, а в самих методах обучения? Исследователи сравнили результаты обучения с помощью Интернета с результатами обучения «с глазу на глаз», но при этом сопоставили между собой только те курсы, в которых использовались сходные методические приемы (способ доставки информации разный, а суть, содержание методов одно и то же).

Поясним, что означает сходство и различие методов на примерах.

Пример сходных по содержанию методов. Обучение «с глазу на глаз» включает лекцию и последующее обсуждение с лектором лекционного материала. Обучение с помощью Интернета тому же материалу представляет собой просмотр слайдов с лекционным материалом и последующую переписку с преподавателем по электронной почте.

Пример различных по содержанию методов. Обучение традиционное включает лекцию, вводное тестирование, задание на самостоятельное чтение учебного материла. Обучение с помощью Интернет включает вводное тестирование, чтение текста, выполнение заданий, групповую on-line дискуссию и переписку с преподавателем по электронной почте.

Результаты показывают, что, если используются сходные по содержанию методы, различие по эффективности между Интернет-методами и традиционными исчезает: и те и другие оказывается одинаково эффективными как в отношении процедурального, так и декларативного знания.

Таким образом, основная причина относительно большей эффективности Интернет-методов не просто в канале передачи информации, а в том, что Интернет-методы традиционно включают в себя более богатый арсенал методических приемов. Наверно, преподавателям следует кое-чему поучиться у разработчиков Интернет-курсов.

Кроме богатства методического арсенала Интернет-обучения, оно, как мы уже отмечали, отличается от традиционного тем, что в большей степени позволяет управлять процессом обучения самому обучаемому (а именно, самостоятельно определять глубину содержательной проработки той или иной темы, последовательность усвоения материала и темп работы).

Описываемые в исследованиях учебные курсы были проанализированы на предмет уровня самостоятельности при управлении процессом обучения, которые они предоставляют обучаемым. Примерами курсов с низким уровнем управления со стороны обучаемого являются неинтерактивная (без обсуждения) лекция или контролируемая компьютером последовательность действий, которую обучаемый должен выполнить в определенный промежуток времени (нечто похожее на работу на конвейере). Примером курса с высоким уровнем управления со стороны обучаемого является курс для менеджеров, в котором обучаемый мог самостоятельно выбрать материал для изучения, исходя из важности этого материала для его профессиональной деятельности.

Выяснилось, что практически все курсы, использующие традиционные методы, характеризовались низким уровнем управления со стороны обучаемого. В то же время, Интернет-методы в ряде случаев имели средний и высокий показатели по этому критерию. Причем, чем выше уровень управления со стороны обучаемого обеспечивал Интернет-курс, тем лучше было усвоение.

Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы:

  1. Интернет-методы обучения профессиональным знаниям и навыкам в целом не менее эффективны, чем традиционные методы. Учитывая относительно низкую стоимость применения Интернет-методов по сравнению с традиционными, имеет смысл шире внедрять их в практику корпоративного обучения.
  2. Усвоение декларативного знания лучше при Интернет-обучении, нежели при традиционном. Таким образом, при обучении понятиям, фактам, принципам и взаимосвязям лучше сделать выбор в пользу Интернет-курса, а не традиционного метода обучения.
  3. Невозможно и, наверное, не нужно переводить всю систему корпоративного обучения в on-line (живое общение с преподавателем тоже необходимо). Однако имеет смысл дополнять традиционные курсы Интернет-приложениями. В этом случае усвоение и декларативного, и процедурального знания будет выше.
  4. Интернет-курс для обучения взрослых людей профессиональным знаниям и навыкам должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить обучаемому высокую степень свободы в управлении процессом изучения материала.

Материал подготовлен специалистами компании "Антропос-консалтинг" по статье:

Sitzmann T., Kraiger K., Stewart D., Wisher R. (2006). The comparative effectiveness of web-based and classroom instruction: A meta-analysis. Personnel Psychology, 59, 623-664.

При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.