МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ


05.12.2006

ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ: НОВОЕ В ПРАКТИКЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Вадим Субботин, директор  компании «Антропос-консалтинг»

Центр оценки (assessment center) как метод оценки персонала приобретает всю большую популярность по всему миру, продолжает развиваться и модифицироваться, несмотря на относительно почтенный возраст (порядка 50 лет).

Строго говоря, метод «центр оценки» предполагает выполнение кандидатами (оцениваемыми) различных заданий, моделирующих реальную профессиональную деятельность, и оценку этих кандидатов силами специально обученных оценщиков (не одного, а нескольких) по профессионально-важным качествам.

Исследования показывают, что отдельные качества, оцениваемые с помощью центров оценки, можно объединить в шесть больших групп: 1) понимание и восприимчивость по отношению к окружающим; 2) навыки коммуникации; 3) энергия, активность; 4) способность оказывать влияние на других; 5) навыки организации и планирования; 6) навыки решения проблем.

Качества, оцениваемые центрами оценки, должны представлять собой строго определенные виды поведения. Не стоит подменять их широкими и общими категориями такими, например, как  ориентация на клиента или склонность к повышению эффективности деятельности. Оцениваемые качества должны иметь четкие поведенческие признаки (иначе оценщики просто не смогут их оценить). Поэтому вместо ориентации на клиента, например, имеет смысл использовать такие виды поведения, как активное слушание, поиск информации и устное общение; вместо постоянного повышения качества деятельностианализ проблем, творческая активность и принятие решения.

Исторически центры оценки создавались для оценки руководителей. Однако с недавнего времени они стали проводиться и с рядовыми сотрудниками. В литературе последних лет описываются примеры проведения центров оценки для производственных рабочих, учителей, начинающих полицейских, авиационных пилотов, консультантов и адвокатов.

Традиционно центры оценки использовали для целей подбора персонала, а также для принятия решения о повышении или неповышении сотрудников в должности. В последнее время они все больше используются в разного рода обучающих и развивающих целях. В этой связи в литературе описываются несколько вариантов развивающих центров оценки. Одни направлены на диагностику потребностей сотрудников в обучении. Другие – собственно развивающие – предназначены для усвоения тех или иных навыков. Третьи служат не просто для обучения отдельных сотрудников, а для развития целых подразделений организации. Строго говоря, такие варианты центров оценки представляют собой некое подразделение учебного центра, или аспект его функционирования.

Но в любом случае основным вопросом центра оценки является вопрос его валидности – насколько точно оценки оценщиков отражают качества оцениваемого. В целом валидность центров оценки выше, чем у традиционных методов: таких, как интеллектуальные и личностные тесты.

Исследования показывают, что определенные процедурные особенности проведения центра оценки влияют на его валидность. Чем меньше качеств оценивается, чем точнее оценка по каждому из качеств. Предпочтительно оценивать одно качество, наблюдая выполнение оцениваемым нескольких задач, чем оценивать несколько качеств, наблюдая поведение только в одном задании. Психологическая подготовка оценщиков, а также опыт участия в процедурах центра оценки в качестве оценщика положительно влияет на точность оценки.

В то же время, опыт участия в процедурах центра оценки в качестве оцениваемого, равно как и знакомство оцениваемого с оценщиками, а также стремление оцениваемого произвести благоприятное впечатление весьма незначительно влияет на результат оценки. Так что не стоит особенно беспокоится, если, например, кто-то из группы оцениваемых когда-то принимал участие в подобных мероприятиях, а кто-то - нет.  

Еще одной относительно новой тенденцией в развитии центров оценки является использование компьютеров не только для обработки данных, но и для моделирования задач, предназначенных для решения оцениваемыми.

По материалам:

Lievens, F., & Thornton, G. С III (2005). Assessment centers: recent developments in practice and research. In A. Evers, O. Smit-Voskuijl, & N. Anderson (Eds.) Handbook of Selection (pp. 243-264). Blackwell Publishing.

При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны.