МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ


23.06.2006

КАРЬЕРА: ФАКТОРЫ УСПЕХА

Вадим Субботин, директор  компании «Антропос-консалтинг»

В 2005 году было опубликовано широкомасштабное метааналитическое исследование американских ученых, посвященное факторам, обеспечивающим успешность карьеры в современных организациях.

Данное исследование помогает понять: (1) какого типа организацию выбрать для работы и (2) каким человеком нужно быть, чтобы достичь успеха в карьере.

Прежде чем перейти к изложению выводов исследования, определимся с тем, что такое успех в карьере. Успешность карьеры принято подразделять на объективную (или внешнюю) и субъективную. Объективными критериями успешности обычно считают достигнутый уровень доходов (заработную плату) и количество продвижений по служебной лестнице, а субъективными критериями – оценку самим человеком своих карьерных достижений (удовлетворенность работой и карьерой).

Теперь ответим на вопрос, какой должна быть компания, чтобы в ней у вас с карьерой все было хорошо.

Важно, чтобы компания вкладывалась в развитие карьеры своих сотрудников. Исследования показывают, что когда высший менеджмент компании проводит политику, направленную на рост своих сотрудников, тогда у этих сотрудников и зарплата больше, и продвижение по служебной лестнице быстрее, и удовлетворенность карьерой выше.

Аналогично влияют на все три критерия успешности карьеры возможности для обучения и развития персонала, обеспечиваемые фирмой.

Немаловажное значение имеют и такие внутрифирменные факторы, как поддержка карьерного роста со стороны непосредственного руководителя и ресурсы (размеры) компании. Важно отметить, однако, что поддержка со стороны непосредственного руководителя, оказывая положительное влияние на рост зарплат сотрудников и удовлетворенность карьерой, никак не сказывается на скорости карьерного роста.

С другой стороны, чем крупнее компания, чем большими ресурсами она располагает, тем выше доходы и скорость служебного роста сотрудников. В то же время, удовлетворенность карьерой и работой никак не связаны с ресурсами и размерами компании, т.е. в среднем человеку одинаково хорошо (или одинаково плохо) и в большой, и в средней, и в маленькой организации.

Нарисуем социально-психологический портрет человека, который много зарабатывает и быстро продвигается по служебной лестнице, - успешен в карьере в терминах объективных критериев.

Этот человек рассматривает работу как одну из центральных ценностей в жизни (личностная значимость работы); имеет большой стаж работы; мобилен, готов к переездам; имеет опыт работы за границей; хорошо образован; приобрел многих полезных социальных контактов (социальный капитал); имеет семью - женат (замужем).

Объективно успешный в карьере человек эмоционально стабилен (характеризуется такими качествами, как уравновешенность, устойчивость, спокойствие в противоположность нервозности, раздражительности, тревожности, подавленности и неуверенности); добросовестен (характеризуется такими качествами, как надежность, организованность, основательность, настойчивость в противоположность, беззаботности, небрежности и ненадежности); экстравертирован (характеризуется такими качествами, как напористость, активность, коммуникабельность и общительность в противоположность пассивности, скованности и замкнутости), проактивен (способен планировать и предвосхищать события, проявлять инициативу и активность в усовершенствовании профессиональной деятельности, склонен к инновациям, характеризуется упреждающей активностью – умением предвосхищать проблемы и возможности, а не действовать просто под влиянием текущей ситуации).

Отдельного упоминания заслуживает качество «доброжелательность». Оказывается, что люди доброжелательные зарабатывают меньше и продвигаются по службе реже, чем люди недоброжелательные. Относительно выше заработки и скорость движения по карьерной лестнице у тех, кто недоверчивы, враждебны, холодны, жестки и нетерпимы в отличие от тех, кто доверчивы, готовы к помощи и сотрудничеству, податливы, уступчивы, терпимы и добры. Вот так!

Но, в конце концов, важна не только внешняя сторона карьерной успешности. Не менее важно и то, насколько сам человек удовлетворен своей карьерой и работой в целом. Итак, портрет человека, довольного своей карьерой.

Он тоже рассматривает работу как одну из центральных ценностей в жизни; он образован; умеет гибко и рационально вести себя в социальном окружении; накопил значительный социальный капитал; имеет семью - женат (замужем).

С психологической точки зрения, он эмоционально стабильный; добросовестный; экстравертированный; открытый новому опыту (для него характерно хорошее воображение, любознательность, художественная восприимчивость в противоположность узости интересов, ограниченности, заурядности и приземленности); проактивный; обладает внутренним локусом контроля (склонен объяснять происходящее с ним своими собственными действиями и усилиями, а не влиянием случая или других людей).

Кроме того, человек, удовлетворенный своей карьерой, чаще всего доброжелателен, а не наоборот. Доброжелательные люди относительно меньше зарабатывают и медленнее продвигаются по службе, зато они, как ни странно, относительно более удовлетворены своими карьерой и работой.     

По материалам статьи:

Ng T.W.H., Eby L.T., Sorensen K.L., Feldman D.C. (2005) Predictors of objective and subjective career success: A meta-analysis. Personnel Psychology, 58, 367-408.