11.01.17 КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ЧУВСТВУЕТ ДРУГОЙ: АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ «ИНТУИЧИТЬ»? Вадим Субботин, директор компании «Антропос-консалтинг» Важно понимать и правильно оценивать эмоции другого человека: что он чувствует: гнев или смущение, радость или безразличие, удовлетворенность или недовольство … Это важно и в быту и на работе. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека (по-научному – «эмпатия») зависит от массы факторов. Но исследователи Christine Ma-Kellams и Jennifer Lerner (Ma-Kellams & Lerner, 2016) поставили перед собой следующий вопрос: В каком случае люди точнее оценивают эмоциональное состояние другого человека: когда они мыслят интуитивно, принимают решение по чутью и наитию или когда они подходят к оценке эмоций другого человека аналитически, когда они методично, планомерно и взвешенно рассматривают его поведение, прежде чем принять решение о том, что он чувствует. Проще говоря: что лучше «интуичить» или анализировать при оценке эмоций другого? Какой ответ сразу приходит в голову? Правильно. Лучше интуичить. Во всяком случае, именно так ответили на этот вопрос большинство респондентов (испытуемых) Ma-Kellams и Lerner. Это были не люди с улицы и даже не студенты университета. Это были действующие опытные руководители среднего звена из различных компаний, съехавшиеся со всего мира на курсы MBA. Услуга по подбору персонала ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕКРУТЕР И эти ребята ошиблись в большинстве своем. На самом деле – все как раз наоборот. В серии экспериментов упомянутые выше исследователи получили следующие выводы:
Следовательно, даже если вы закоренелый «интуитивист», настройтесь на анализ. И вы лучше поймете, что чувствует другой человек. Во всяком случае, такие выводы следуют из результатов серии экспериментов Ma-Kellams и Lerner. Так что – «Анализируй это». Литература: Ma-Kellams, C., Lerner, J. (2016). Trust your gut or think carefully? Examining whether an intuitive, versus a systematic, mode of thought produces greater empathic accuracy. Journal of Personality and Social Psychology, Vol 111 (5), 674-685. |