МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 04.03.13 КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ Вадим Субботин, директор компании «Антропос-консалтинг»
Продолжаем тему, открытую в статье ОЦЕНИТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СОИСКАТЕЛЯ: НЕ ПРОФИЛЕМ ЕДИНЫМ. В данном случае я приведу результаты одного из самых последних исследований (Seidman, 2013) связи поведения людей в Facebook с их личностными особенностями - качествами так называемой Большой пятерки (подробное описание Большой пятерки см., например, в статье У КОГО ПРОДАВАТЬ ПОЛУЧАЕТСЯ? ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ. Полученные данные говорят о наличии статистически значимых связей 4-х из 5-ти личностных качеств с поведением пользователя. Это:
Были получены следующие данные: Люди с высоким уровнем нейротизма (эмоционально нестабильные) более активны в коммуникации: они чаще, чем эмоционально стабильные и стрессоустойчивые пишут другим пользователям и высказывают комментарии в отношении их постов. Кроме того, эмоционально нестабильные более активно ищут информацию в сети: чаще, чем стабильные индивиды, просматривают профили других пользователей, их фотографии, а также новостную информацию. Вместе с тем, люди с высоким уровнем нейротизма относительно более склонны к эмоциональному самораскрытию: они чаще пишут о своих драмах, трагедиях и разочарованиях. Экстраверты, как показывают данные исследования Seidman (2013), по сравнению с интровертами более активны в коммуникации: они чаще пишут другим пользователям и высказывают комментарии в отношении их постов. Однако к этим данным следует относиться с осторожностью, т.к. они противоречат результатам другого аналогичного исследования (Moore and McElroy, 2012). Люди добросовестные по сравнению с недобросовестными размещают меньше фотографий. Кроме того, судя по данным, полученным в ходе опроса респондентов, добросовестные люди по сравнению недобросовестными вообще в меньшей степени склонны к завоеванию внимания со стороны других пользователей сети. Доброжелательные пользователи по сравнению с недоброжелательными более активны в коммуникации: они относительно чаще пишут другим пользователям и высказывают комментарии в отношении их постов. Что же мы имеем на сегодняшний день для того, чтобы определить личностные особенности человека по его поведению в социальной сети? Пока немного. О связи доброжелательности и добросовестности с поведением пользователя мы можем судить только по одному фактору в каждом случае. Конечно, такой вывод будет иметь очень низкий уровень достоверности (валидности). Данные по экстраверсии носят неоднозначный характер. Поэтому с оценкой перечисленных качеств по поведению в соцсети нужно подождать до лучших времен: когда будут получены новые данные. Что касается нейротизма (эмоциональной нестабильности/ стабильности, или стрессоустойчивости), то в данном случае мы имеем несколько поведенческих индикаторов, а значит, и оценка будет носить более или менее достоверный характер. Итак, если пользователь сети:
это означает, что данный пользователь, скорее всего, эмоционально нестабилен. И наоборот, если пользователь не очень активен в коммуникации, не очень активен в поиске информации и не обнаруживает явной склонности к самораскрытию, то перед вами, по всей видимости, эмоционально стабильный, стрессоустойчивый товарищ. Как в реальной жизни оценить перечисленные поведенческие индикаторы? Частично с помощью прямого наблюдения, частично с помощью опроса. Скажем, склонность к самораскрытию вполне наблюдаема в большинстве социальных сетей. С помощью наблюдения можно частично оценить и уровень активности в коммуникации: а именно, по количеству записей в постах. Но в дополнение к наблюдению необходимо будет все-таки провести опрос интересующих пользователей - спросить их: например, как часто они пишут другим пользователям, сколько чужих профилей и фотографий они просматривает за определенный период, насколько они активны в просмотре новостей. Вопросы носят довольно безобидный характер, и вряд ли респондент будет врать, отвечая на них. Таким образом, опросив n-ое количество человек и проанализировав их поведение в сети, вы будете иметь некоторую выборку, которая поможет вам оценить, какие из респондентов относительно эмоционально стабильны, а какие - относительно нестабильны. Нельзя назвать полученные факты о связи нейротизма с поведением пользователя такими, о которых часто отзываются в духе: «Ну, это и так понятно. Что тут было исследовать?!» Факты неочевидны. Перечисленные черты (по крайней мере, активность в коммуникации и поиске информации) априори, скорее, можно было бы приписать экстравертам, чем лицам с высоким уровнем нейротизма. Однако это не так. Почему же эмоционально нестабильные проявляют себя в сети (именно в сети) как более активные в коммуникации, поиске информации и самораскрытии по сравнению с популярными и востребованными в наше время эмоционально стабильными, уравновешенными и стрессоустойчивыми личностями? Рассмотрим пристально, что такое эмоционально нестабильный человек: он тревожен, часто неуверен в себе, склонен к сомнениям, впечатлителен, эмоционален, очень чувствителен к похвале и порицанию. Отсюда, по всей видимости, описанное выше поведение в сети: выплескивание эмоционального негатива с целью снятия психологического напряжения; участие в online коммуникации, чтобы быть причастным к происходящему; частый просмотр профилей других пользователей на фоне беспокойства и часто возникающих мыслей о том, «Кто я такой? Чего я стою по сравнению с другими?» Другое дело - эмоционально стабильный человек: он спокоен, расслаблен, мало эмоционально восприимчив, относительно более уверен в себе. Такому суетиться в сети незачем. «Не царское это дело». Впрочем, это только интерпретация. В практическом плане важнее не объяснение фактов, а само их наличие. Литература: Moore, K., & McElroy, J. C. (2012). The influence of personality on Facebook usage, wall postings, and regret. Computers in Human Behavior, 28(1), 267–274. Seidman, S. (2013). Self-presentation and belonging on Facebook: How personality influences social media use and motivations. Personality and Individual Differences, 54 , 402–407. При цитировании данного материала ссылка на автора, компанию «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны. |